прокуратура сообщает

«В каких случаях работодатель вправе направить работника выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором»

Нормами трудового законодательства запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 Трудового кодекса РФ). Однако из этого правила имеются исключения.
Временный перевод на другую работу регламентируется частью 2 статьи 72.2 Трудового кодекса РФ, согласно которой: катастрофы природного или техногенного характера, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемии или эпизоотии, а также любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, в таких случаях работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных обстоятельств или устранения их последствий.
Такой перевод допускается также при простое (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника. При этом причины перевода должны быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами, перечисленными выше. Если выполняемая работа требует более низкой квалификации, то такой перевод допускается только с письменного согласия работника.
Оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

«Установлен порядок прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием»

Федеральным законом от 02.07.2021 № 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» и статьи 79 и 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым: с 01.03.2022 установлен порядок прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.
Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием будет проводиться медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения в отношении граждан РФ, впервые приобретающих оружие на основании лицензии, граждан, награжденных оружием, граждан, являющихся владельцами оружия (за исключением граждан РФ, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), по месту их жительства (пребывания).
Граждане, являющиеся владельцами оружия, приобретенного на основании лицензии на приобретение оружия, проходят медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет.
Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, устанавливается Правительством РФ.
Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осуществляется за счет средств граждан.
По результатам проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в случае отсутствия у гражданина заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, и отсутствия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов медицинской организацией оформляются медицинское заключение в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией. Медицинское заключение размещается в реестре документов, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Информация об оформленных медицинских заключениях передается в Росгвардию.
Срок действия медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его оформления.
В случае выявления у гражданина, являющегося владельцем оружия, при проведении медицинских осмотров или медицинских освидетельствований либо при оказании ему медицинской помощи заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинская организация уведомляет об этом владельца оружия и оформляет сообщение о наличии оснований для внеочередного медицинского освидетельствования и об аннулировании действующего медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (при его наличии). Указанное сообщение формируется в форме электронного документа и передается в Росгвардию.
При поступлении такого сообщения территориальный орган Росгвардии незамедлительно изымает у гражданина лицензию на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия, разрешение на его хранение, хранение и ношение или хранение и использование, оружие и патроны к нему до проведения внеочередного медицинского освидетельствования, но не более чем на два месяца.
В случае неоформления медицинского заключения или уклонения от внеочередного медицинского освидетельствования, право на владение и использование оружия аннулируется.
Также в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены корреспондирующие изменения, регламентирующие порядок информационного взаимодействия медицинских организаций и Росгвардии по обмену сведениями о владельцах оружия и результатах их медицинских освидетельствований.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2022.

«О противодействии коррупции»

Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, которое влечет его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным предусмотренным законодательством РФ видам ответственности.
Указом Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что к лицу, замещающему должность в государственном органе, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка (но только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании ко-миссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов).
В таком заседании может принимать участие в том числе прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы.
Таким образом, в течение года после указанного сообщения привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

«Утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»

Президентом РФ подписан указ от 17.05.2023 N 358
«О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года».
Стратегия определяет угрозы безопасности детей, цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики по обеспечению безопасности детей.
Документом в качестве целей государственной политики в указанной сфере определены: снижение уровня детской смертности и травматизма детей, сохранение их здоровья; защита и обеспечение интересов детей и семей с детьми во всех сферах жизнедеятельности; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.
В целях повышения благополучия детей и семей, имеющих детей, значительно увеличены расходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление мер социальной поддержки детей и семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, при одновременном расширении перечня указанных мер.
Направлениями реализации государственной политики в указанной сфере являются, в частности, сбережение детей, укрепление благополучия семей с детьми, развитие современной безопасной инфраструктуры для детей, профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, формирование безопасной информационной среды для детей и др.
Стратегия реализуется в два этапа:
I этап (2023 год) — разработка плана мероприятий, направленных на противодействие прямым и косвенным угрозам жизни и здоровью детей, предотвращение младенческой и детской смертности, детского травматизма и др.;
II этап (2024 — 2030 годы) — выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии и разработка мер организационного, нормативно-правового и методического характера.
Реализация настоящей Стратегии на региональном уровне предусматривает разработку и актуализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации комплексных стратегических и (или) иных программных документов по обеспечению безопасности детей с учетом особенностей субъектов Российской Федерации, а также активное участие институтов гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации.
Настоящий Указ вступил в силу.